Полная фискализация операций за наличные

Б. Юровский

Анализируем новации — 2020

В ВР Украины подано два Законопроекта (№ 1073 и № 1053-I), предусматривающие внесение изменений в Закон о РРО и НКУ, которые, по замыслу их авторов, должны:

1. Усилить мотивацию покупателей.

2. Создать равные конкурентные условия для субъектов хозяйствования, для которых установлена обязанность применять РРО, за счёт упрощения и удешевления применения РРО, то есть предусматривается применение программ и приспособлений, которые станут заменой классических РРО (программных РРО).

Законопроекты вызвали отрицательную реакцию предпринимательского сообщества и дальнейшая судьба их пока не ясна, однако совершенно ясно, что основные положения, в любом случае, вступят в силу в 2020 году, через 6 месяцев после их публикации. Поэтому об основных положениях законопроектов надо сказать уже сегодня.

1. Мотивация покупателей к выявлению нарушений при проведении расчетов за наличные

Физические лица (покупатели, потребители) могут получать за свою «бдительность» немалую сумму денег, используя прописанный в НКУ механизм компенсации стоимости покупки потребителями, которые выявили нарушения порядка проведения расчётов при приобретении товаров стоимостью свыше 100 грн, который «заводится» подачей жалобы в контролирующие органы.

Жалоба отправляется через электронный кабинет налогоплательщика и должна иметь следующие реквизиты:

ФИО, место проживания, регистрационный номер учетной карты, номер и серия паспорта, дата приобретения товара, наименование и стоимость, налоговый номер продавца, адрес хозяйственные единицы (сайт), перечень полученных документов, информацию о полученном расчетном документе … (ст. 16 Закона о РРО).

К жалобе обязательно прилагаются электронные копии документов, либо копии документов, изготовленные путем сканирования документов полученных покупателем от продавца товаров (работ, услуг) вместе с приобретенным товаром (работой, услугой) о которых указывается в жалобе.

К жалобе могут быть приложены другие доказательства заказа, оплаты и получения товара (работы, услуги).

Жалобы на нарушение налогоплательщиком требований законодательства об осуществлении расчетных операций могут также подаваться покупателями (потребителями) в других предусмотренных законодательством формах.

Подача жалоб, как видим, непростое дело, поэтому можно предположить появление профессиональных жалобщиков, которые займутся шантажом продавцов и владельцев торговых точек.

Контролирующий орган, получивший запрос покупателя, проводит камеральную проверку, а если жалобы не подтвердились, фактическую проверку субъекта хозяйствования.

На нарушителя налагаются финансовые санкции в размере, установленном ст. 17 Закона о РРО:

Первое нарушение 150% стоимости проданных товаров, но не менее 50 НМДГ

Повторное (последующее) – 250% стоимости проданных товаров, но не менее 100 НМДГ

Финсанкции подлежат к перечислению в течение 10 календарных дней со дня их согласования, если финсанкция принята по жалобе покупателя, то ему положена компенсация 100% от стоимости приобретенных товаров, если покупатель указал номер своего банковского счёта.

Перечисление денег «жалобщику» осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня зачисления в бюджет штрафных санкций, полученных от продавца. Сначала 5 рабочих дней контролирующий орган готовит для казначейства «висновок», а затем казначейство в течение 5 рабочих дней перечисляет деньги в установленном Минфином порядке (п.43.5 и п.113.4)

Супер! Эти штрафы не облагаются НДФЛ (п.165.1.60).

После получения жалобы от покупателя контролирующий орган получает основания отправки запроса плательщику налога относительно (и исключительно) предмета жалобы (п.73.3).

2. Программное РРО и СОД РРО

Авторы законопроектов особенно гордятся тем, что наряду с классическими и дорогими РРО разрешат применять так называемое «программные РРО», которые могут быть трех видов (ст. 2 Закона о РРО): программный, программно-аппаратный и программно-технический комплекс в виде технологического решения, в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа, который будет реализовывать все расчетные операции в наличной форме. Каждый электронный расчетный документ будет иметь фискальный номер (код).

Статья 30 Закона о РРО установила особый порядок регистрации программных РРО.

Создается специальная система учета хранения данных РРО и преобразования их в источник налоговой информации (СОД РРО) (пп.14.1.278 НКУ).

В Законе о РРО прописан порядок осуществления финансовых операций при отсутствии связи, при выходе из строя программного регистратора проведение операции не осуществляется до момента устранение неисправностей.

На период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа проведение расчетных операций осуществляется в режиме оф-лайн, что может длиться не более 36 часов с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера с выданного контролирующим органом субъекту хозяйствования диапазона фискальных номеров.

Субъект хозяйствования может использовать фискальные номера из диапазона фискальных номеров, выданного контролирующим органом, не больше, чем 168 часов в течение календарного месяца.

Порядок определения диапазона, выдачи, резервирование, использование фискальных номеров, присваиваемых электронным расчетным документам во время работы программного регистратора расчетных операций в режиме оф-лайн, а также формы уведомления контролирующего органа об использовании фискальных номеров и период работы в режиме оф-лайн, а также сообщений-ответов контролирующего органа, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Контролирующий орган на запрос покупателя через Электронный кабинет, который функционирует согласно ст.42-1 НКУ, относительно проверки подлинности и достоверности расчетного документа предоставляет информацию о субъекте хозяйствования, хозяйственную единицу и зарезервирован фискальный номер расчетного документа.

Использование программного регистратора расчетных операций в период отсутствия связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров запрещается.

В течение часа после установления связи с фискальным сервером контролирующего органа осуществляется передача копий созданных программным регистратором расчетных операций расчетных документов с присвоенными им в режиме оф-лайн фискальными номерами, к фискальному серверу контролирующего органа. Такие расчетные документы должны быть переданы до момента передачи электронного фискального отчета, электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы следующие расчетные документы.

Такие расчетные документы должны храниться средствами программного регистратора расчетных операций до момента получения от контролирующего органа подтверждения о доставке расчетных документов.

В случае выхода из строя регистратора расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, отсутствие связи между программным регистратором расчетных операций и фискальным сервером контролирующего органа, учет операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и формирование расчетных документов осуществляется в порядке, установленном НБУ.

3. Кто освобождается от применения РРО

До 31.12.2020г. Освобождаются от применения РРО (п.53 разд.I НКУ):

— плательщики единого налога 2-4 групп, если доход не достиг 1 млн грн, кроме:

— реализации товаров (услуг) через сеть Интернета и др.

Применение РРО начинается с первого месяца квартала, наступающего после превышения 1 млн грн. Кроме того, согласно закону о РРО, РРО не применяются (п.1 ст.9) при осуществлении торговли продукцией, кроме сложных бытовых приборов собственного производства, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и полудрагоценных и драгоценных камней;

  • При продаже товаров плательщиками ЕН в порядке определенном НКУ
  • При продаже проездных документов

— Физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами, кроме технически сложных бытовых товаров, лекарственных средств, ювелирных изделий и т.п., за наличные деньги на рынках.

  • При продаже в киосках газет и т.п.
  • Если вместе получение товаров расчеты в наличной форме не осуществляются (вклады, места хранения, оптовая торговля)

4. Финансовые санкции за нарушение расчетов с использованием наличных (кроме санкции за невыдачу чека или выдачу «фальшивого» чека)

Статьей 17 Закона о РРО установлены следующие санкции:

50 НМДГ – при неиспользовании при осуществлении операций расчетной книжки, когда это необходимо, когда не напечатана контрольная лента, использование РРО без режима предварительного программирования

20 НМДГ – при нарушении правил расчётов через кассу предприятия

500 НМДГ – при использовании РРО, в конструкцию и программное обеспечение которого внесены изменения

50 НМДГ – при использовании отчета об использовании РРО

Напечатать Напечатать
Cкачать pdf
Поделиться: