Налог на землю: нюансы исчисления и уплаты

Людмила Волинец

Использование земли на Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок (ст. 206 ЗК Украины).

Согласно пп. 10.1.1 п. 10.1 ст. 10 разд. I НК Украины, пп. 265.1.3 п. 265.1 ст. 265 разд. ХII НК Украины плата за землю в составе налога на имущество относится к местным налогам.

Плата за землю — обязательный платеж в составе налога на имущество, взимаемый в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Плата за землю введена с целью формирования источника средств для финансирования мероприятий по:

• рациональному использованию, освоению и охране земель;

• повышению плодородия почв;

• выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

• ведению земельного кадастра;

• осуществлению землеустройства и мониторинга земель;

• проведению земельной реформы;

• развитию инфраструктуры населенных пунктов.

Субъекты права собственности на землю

Субъектами права собственности на землю являются:

а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;

б) территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;

в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти — на земли государственной собственности.

Согласно нормам ЗК Украины земля в Украине может находиться в:

частной собственности (ч. 3 ст. 78 ЗК Украины);

• коммунальной собственности;

• государственной собственности;

• постоянном пользовании;

• аренде.

Плательщики платы за землю

Плата за землю в НК Украины состоит из двух видов платежей:

♦ земельный налог;

♦ арендная плата.

У каждой из этих форм есть свой круг плательщиков.

Плательщики земельного налога

Согласно п. 269.1 ст. 269 разд. ХII НК Украины плательщиками налога являются:

собственники земельных участков, земельных долей (паев);

землепользователи.

Собственники земельных участков

Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, ЗК Украины, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними (ч. 2 ст. 78 ЗК Украины).

Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц.

Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и на глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

В этой связи собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог на землю за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.8 ст. 287 разд. ХII НК Украины).

Согласно п. 286.6 ст. 286 разд. ХII НК Украины за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, находящегося в их пользовании, с учетом придомовой территории.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

На практике возможна ситуация, когда собственники нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме не будут уплачивать в бюджет налог на землю за площади под такими помещениями (их частями), так как земельный участок под таким многоквартирным домом не был передан в собственность или пользование физическим или юридическим лицам органом местной власти, поэтому данные о государственной регистрации земельного участка под таким многоквартирным домом не значатся в государственном земельном кадастре (http://reyestr.court.gov.ua/Review/64315450).

То есть, сам земельный участок не сформирован, поскольку отсутствует соответствующая запись в государственном земельном кадастре (http://reyestr.court.gov.ua/Review/62839909).

В случае отсутствия соответствующих правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком, такой земельный участок не может выступать объектом налогообложения земельным налогом или арендной платой за землю (http://reyestr.court.gov.ua/Review/65168962).

Несмотря на то, что юридическое или физическое лицо не зарегистрировало право собственности или пользования земельным участком под принадлежащими ему на праве собственности нежилыми помещениями, исходя из принципа приоритетности норм НК Украины над нормами других актов в случае их противоречия, закрепленном в п. 5.2 ст. 5 разд. I НК Украины, обязанность по уплате земельного налога возникает у юридического или физического лицо с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (http://reyestr.court.gov.ua/Review/73634681).

Это означает, что если земельный участок под многоквартирным домом или нежилым помещением был передан в собственность или пользование (местными органами) (сам земельный участок сформирован) и об этом есть данные в государственном земельном кадастре, то при купле-продаже недвижимого имущества обязанность по уплате земельного налога переходит к новому владельцу с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

При этом необходимо иметь в виду, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства. Ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 144 ЗК Украины.

Что касается жилой недвижимости, то плательщиками земельного налога за земельные участки под многоквартирными жилыми домами являются лица, которым такие земельные участки в соответствии нормами ЗК Украины передаются в постоянное пользование или в собственность: предприятия, учреждения и организации, осуществляющие управление этими домами, а также объединение владельцев домов.

Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земельного налога в бюджет за земельные участки под такими домами.

Пользование земельным участком может возникать и на условиях аренды. Освобождение от уплаты арендной платы действующим законодательством не предусмотрено.

Важно отметить, что действующее законодательство не выделяет такого субъект права собственности как физическое лицо — предприниматель (ФЛП) и не содержит норм о праве собственности ФЛП. Законодательство лишь устанавливает, что ФЛП отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание.

Следовательно, субъектом права собственности признается именно физическое лицо, которое может быть собственником какого-либо имущества, кроме имущества, которое не может находиться в собственности физического лица. При этом, правовой статус ФЛП не влияет на правовой режим имущества, находящегося в его собственности.

Таким образом, недвижимое имущество должно регистрироваться лишь за физическим лицом.

Принципы осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности делают его подобным юридическим лицам, тогда как в частных отношениях, несмотря на любые изменения в его статусе, он остается гражданином — физическим лицом.

Особенности взимания налога субъектами хозяйствования, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются гл. 1 разд. XIV НК Украины.

Согласно пп. 4 п. 297.1 ст. 297 гл. 1 разд. XIV НК Украины плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой — третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для осуществления сельскохозяйственного товаропроизводства.

По смыслу приведенных норм права, упрощенная система налогообложения не освобождает предприятия от выполнения налоговых обязательств по уплате налогов, установленных в п. 297.1 ст. 297 гл. 1 разд. XIV НК Украины, а вводит другие условия, порядок и механизм их уплаты, а также устанавливает возможность возобновления их уплаты на общих основаниях в случае несоблюдения условий налогообложения по упрощенной системе.

Условием неуплаты земельного налога по упрощенной системе налогообложения является то, что субъект хозяйствования, который является владельцем или пользователем земельного участка, использует эту землю для ведения хозяйственной деятельности. Возможность освобождения от уплаты этого налога по другим условиям, например, когда отдельно предоставляется в аренду здание, его часть или нежилое помещение без земельного участка, на котором размещена перечисленная недвижимость, не установлена.

Обязанность по уплате земельного налога для физического лица — владельца или пользователя земельного участка остается неизменной независимо от реализации этим лицом определенных предоставленных ему правомочий, например, приобретение ему статуса субъекта хозяйствования, деятельность которого связана с использованием земельного участка или без такового.

Правовое отношение между собственностью на земельный участок или пользование им и обязанностью уплаты земельного налога не прекращается в случае приобретения владельцем или пользователем земельного участка статуса субъекта хозяйствования и избрания им вида экономической деятельности и системы налогообложения, не предусматривающих использования земельного участка в хозяйственной деятельности.

То есть с приобретением признаков (качества) предпринимателя физическое лицо, которое им стало, не перестает быть собственником или пользователем земельного участка и не освобождается от обязанности уплаты земельного налога (http://reyestr.court.gov.ua/Review/72791277).

Земельный налог за земельные участки, находящиеся в собственности малолетних и несовершеннолетних детей, начисляется на общих основаниях, и уплачивается родителями, опекунами или же малолетними и несовершеннолетними детьми с помощью родителей или опекунов.

Землепользователи

Землепользователи — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Несмотря на то, что в пп. 269.1.2 п. 269.1 ст. 269 разд. ХII НК Украины речь идет обо всех землепользователях, но в пп. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины отмечено, что земельный налог — обязательный платеж, взимаемый с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.

Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины).

Следовательно, земельный налог уплачивают только постоянные землепользователи, а вот временные землепользователи уплачивают арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Плательщики арендной платы

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка (п. 288.2 ст. 288 разд. ХII НК Украины). Арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивают временные землепользователи, использующие земельные участки по договорам аренды.

Договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями обязательства и требованиями земельного законодательства.

Существенными условиями договора аренды земли являются:

• объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка);

срок действия договора аренды;

• арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

По соглашению сторон в договоре аренды земли могут предусматриваться другие условия.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения земельным налогом являются:

• земельные участки, находящиеся в собственности либо пользовании (пп. 270.1.1 п. 270.1 ст. 270 разд. ХII НК Украины);

• земельные доли (паи), находящиеся в собственности (пп. 270.1.2 п. 270.1 ст. 270 разд. ХII НК Украины).

Объектом налогообложения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности является земельный участок, предоставленный в аренду (п. 288.3 ст. 288 разд. ХII НК Украины).

Налог за земельные участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения) взимается как составная часть рентной платы, которая определяется налоговым законодательством (п. 273.1 ст. 273 разд. ХII НК Украины).

Ставки налога за один гектар нелесных земель, которые предоставлены в установленном порядке и используются для нужд лесного хозяйства, устанавливаются в соответствии со ст. 274 разд. ХII НК Украины.

Земельные участки, которые не облагаются налогом

Земельным налогом облагаются не все земельные участки, находящиеся в собственности или в постоянном пользовании.

Статьей 283 разд. ХII НК Украины установлен перечень земельных участков, которые не облагаются земельным налогом, а «выпадают» из объекта обложения этим налогом.

К таким земельным участкам относятся:

• сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных в соответствии с законом подвергшимися радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введено ограничение по ведению сельского хозяйства;

• земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

• земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемых для испытания сортов сельскохозяйственных культур;

• земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования — земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистительными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог;

• земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в период плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений;

• земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев;

• земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, пользуются помещениями и прилегающими к ним земельными участками на безвозмездной основе;

• земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке.

Загрязненные сельскохозяйственные угодья, которые не используются в сельскохозяйственном производстве — сельскохозяйственные угодья, в которых содержание физических, химических и биологических компонентов отрицательно влияет на окружающую среду (загрязненные в результате техногенных аварий, воздействия вредных производств и т. п.). Площадь угодий определяют согласно материалам соответствующих обследований, утвержденными в установленном порядке.

Напомним, что территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, делится на зоны. Такими зонами являются:

◙ зона отчуждения — это территория, с которой проведена эвакуация населения в 1986 году;

◙ зона безусловного (обязательного) отселения — это территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 15,0 Кі/км2 и выше, или стронция от 3,0 Кі/км2 и выше, или плутония от 0,1 Кі/км2 и выше, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр) за год сверх дозы, которую она получала в доаварийный период;

◙ зона гарантированного добровольного отселения — это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Кі/км2, или стронция от 0,15 до 3,0 Кі/км2, или плутония от 0,01 до 0,1 Кі/км2, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов может превысить 1,0 мЗв (0,1 бэр) за год сверх дозы, которую она получала в доаварийный период;

◙ зона усиленного радиоэкологического контроля — это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Кі/км2, или стронция от 0,02 до 15 Кі/км2, или плутония от 0,005 до 0,01 Кі/км2 при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 мЗв (0,05 бэр) в год сверх дозы, которую она получала в доаварийный период.

Что касается льгот относительно земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования, то земельные участки, на которых размещены административно-производственные базы дорожно-эксплуатационных участков не относятся к перечню земельных участков не подлежащих налогообложению земельным налогом в соответствии с требованиями пп. 283.1.4 п. 283.1 ст. 283 разд. ХII НК Украины (http://reyestr.court.gov.ua/Review/65380478).

Льготы по уплате земельного налога

В НК Украины установлен перечень отдельных категорий физических и юридических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога. То есть в этом случае земельный участок является объектом налогообложению, но поскольку он находится в собственности или в постоянном пользовании «льготника», земельный налог за него не уплачивается.

Льготы для физических лиц

К физическим лицам, которые имеют льготы по уплате земельного налога (ст. 281 разд. ХII НК Украины), относятся:

— инвалиды первой и второй групп;

— физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;

— пенсионеры (по возрасту). Физические лица, которые вышли на пенсию не по возрасту (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т. п.) после достижения ими пенсионного возраста, имеют право на льготу по уплате земельного налога за земельные участки, принадлежащие им на правах частной собственности (за исключением земельных паев);

— ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;

— физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы;

— собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, передавшие эти участки и паи в аренду плательщику единого налога четвертой группы.

Согласно п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины физические лица, относящиеся к перечисленным категориям плательщиков, могут получить льготу по уплате земельного налога только в пределах установленного лимита площади земельного участка.

Лимиты для разных видов использования земельных участков приведем в таблице.

п/п

Виды использования земельных участков

Льгота по уплате земельного налога

Норма НК Украины

1.

Земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства

в размере не более 2 гектаров

пп. 281.2.1 . 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины

2.

Земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок):

2.1.

в селах

не более 0,25 гектара

пп. 281.2.2 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины

2.2.

в поселках

не более 0,15 гектара

2.3.

в городах

не более 0,10 гектара

3.

Земельный участок для индивидуального дачного строительства

не более 0,10 гектара

пп. 281.2.3 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины

4.

Земельный участок для строительства индивидуальных гаражей

не более 0,01 гектара

пп. 281.2.4 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины

5.

Земельный участок для ведения садоводства

не более 0,12 гектара

пп. 281.2.5 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины

Льгота категориям плательщиков, указанных в п. 281.1 ст. 281 разд. ХII НК Украины, предоставляется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм.

Например, если у физического лица имеется два земельных участка для индивидуального дачного строительства, то льготой он может воспользоваться лишь один раз. Такой выбор должен сделать сам собственник земельного участка.

Следовательно, чтобы воспользоваться указанными льготами, физическим лицам необходимо своевременно уведомлять контролирующие органы по местонахождению земельных участков о праве на льготу. Это уведомление должно включать заявление о предоставлении льготы, а также документ, подтверждающий право на льготу.

Заявление о предоставлении льготы подается до 1 мая текущего года в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании/изменении земельного участка для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранному земельному участку с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.

К документам, удостоверяющим право на льготу, относятся:

• удостоверение инвалида первой или второй группы;

• пенсионное удостоверение (по возрасту);

• удостоверение родителей многодетной семьи (которые воспитывают троих и более детей в возрасте до 18 лет);

• удостоверение «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», удостоверение «Пострадавший от Чернобыльской катастрофы» (1 — 3 категории), удостоверение «Участник боевых действий», удостоверение «Инвалид войны», удостоверение «Участник войны» и т. п.).

От уплаты земельного налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы (п. 281.3 ст. 281 разд. ХII НК Украины).

Следовательно, физические лица — собственники земельных участков, земельных долей (паев) освобождаются от уплаты земельного налога за земельные доли (паи), переданные в аренду плательщику единого налога четвертой группы на основании договора аренды.

Льготы для юридических лиц

Перечень юридических лиц, которые имеют льготы по уплате земельного налога (ст. 282 разд. ХII НК Украины), включает:

◘ санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;

◘ общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов (количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 % среднеучетной численности, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % общих расходов на оплату труда);

◘ базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины;

◘ дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

◘ государственные и коммунальные детские санаторно-курортные заведения и заведения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

◘ государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Кроме того, в течение действия ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности относительно создания космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем), но не позже 1 января 2023 года, резиденты — субъекты космической деятельности, получившие лицензию на право ее осуществления и участвующие в реализации таких договоров (соглашений), за земельные участки производственного назначения согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, освобождаются от уплаты земельного налога (п. 1 подразд. 6 разд. XX «Переходные положения» НК Украины).

До 1 января 2025 освобождаются от уплаты земельного налога субъекты самолетостроения, подпадающие под действие норм ст. 2 Закона № 2660 и осуществляющие разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей к ним, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства (п. 7 подразд. 6 разд. XX «Переходные положения» НК Украины).

Кроме того, определенные дополнительные льготы по уплате земельного налога могут устанавливаться местными органами власти.

Причем если такая льгота установлена местными органами власти среди года (в течение отчетного (налогового) периода), то применять ее «льготники» имеют право не ранее месяца, следующего за месяцем соответствующего решения (то есть согласно правилу п. 284.2 ст. 284 разд. ХII НК Украины).

Если налогоплательщики, пользуются льготами по земельному налогу и при этом предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Эта норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

База налогообложения

База налогообложения определяется по-разному для земельных участков, в зависимости от того, была ли проведена их нормативная денежная оценка (НДО).

Базой обложения земельным налогом является:

НДО земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разд. ХII НК Украины (пп. 271.1.1 п. 271.1 ст. 271 разд. ХII НК Украины);

площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена (пп. 271.1.2 п. 271.1 ст. 271 разд. ХII НК Украины).

Решение советов о НДО земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель либо изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом.

Для арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности нет базы налогообложения. При этом размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (п. 288.4 ст. 288 разд. ХII НК Украины).

Ставки налога

В настоящее время НК Украины устанавливает только нижние или верхние пороги ставок платы за землю, а вот конкретные значения ставок земельного налога устанавливаются решением органов местной власти.

При этом, ставки земельного налога зависят от того, была ли проведена НДО земельных участков или нет.

Ставки для земельных участков, НДО которых проведена

Ставки земельного налога за земельные участки, НДО которых проведена (независимо от местонахождения), установлены ст. 274 разд. ХII НК Украины.

Ставка земельного налога за земельные участки, НДО которых проведена, устанавливается в размере не более 3 % от их НДО, для земель общего пользованияне более 1 % от их НДО, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0, 3 % и не более 1 % от их НДО.

Ставка земельного налога устанавливается в размере не более 12 % от НДО земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности).

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 % и не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, предоставляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка решения о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам (п. 284.1 ст. 284 разд. ХII НК Украины).

Решения органов местного самоуправления, в том числе о предоставлении льгот по земельному налогу, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами. Право на применение льготы по земельному налогу у плательщика возникает с учетом сроков, определенных таким решением органа местного самоуправления (консультация в «ЗIР» — категория 112.04).

Ставки для земельных участков, НДО которых не проведена

Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, НДО которых не проведена, установлены ст. 277 разд. ХII НК Украины.

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 % и не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области (п. 277.1 ст. 277 разд. ХII НК Украины).

Если местные органы не приняли решение об установлении ставок земельного налога

Подпунктом 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 разд. I НК Украины установлены специальные правовые последствия невыполнения местным советом своего долга по установлению местных налогов.

Так, в случае если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад, созданный в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, обязательных согласно нормам НК Украины, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НК Украины с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

По общим правилам, решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (пп. 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 разд. I НК Украины).

При этом из системного анализа норм ст. 12 разд. I НК Украины вытекает, что в пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 разд. I НК Украины речь идет именно о том решении, которое предусмотрено предыдущим подпунктом, а именно пп. 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 разд. I НК Украины.

Вместе с тем, п. 3 разд. II Закона № 2245 установлено, что в 2018 году к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятым органами местного самоуправления, в том числе советами объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, после 15 июля 2017 года и в 2018 году, не применяются требования пп. 4.1.9 п. 4.1 и п. 4.5 ст. 4, пп. 12.3.4 п. 12.3, пп. 12.4.3 п. 12.4 и п. 12.5 ст. 12 разд. I НК Украины и Закона № 1160.

По специальным правилам решение советов о НДО земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение НДО земель либо изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом (п. 271.2 ст. 271 разд. ХII НК Украины).

Размер арендной платы

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:

не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории (пп. 288.5.1 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины);

не может превышать 12 % НДО (пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины);

может превышать предельный размер арендной платы, установленный в пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины, в случае определения арендатора на конкурентных началах (пп. 288.5.3 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины);

♦ для пастбищ в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, не может превышать размера земельного налога (пп. 288.5.4 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины);

♦ для баз олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, не может превышать 0,1 % НДО (пп. 288.5.5 п. 288.5 ст. 288 разд. ХII НК Украины).

Отчетный период

Базовым налоговым (отчетным) периодом для земельного налога является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (п. 285.1 ст. 285 разд. ХII НК Украины).

Для вновь созданных предприятий, а также для лиц, приобретающих право собственности и/или пользования на новые земельные участки, отчетный период может быть менее 12 месяцев (ст. 285 разд. ХII НК Украины).

Порядок исчисления платы за землю

Контролирующие органы для определения владельцам земельных участков размера земельного налога используют данные государственного земельного кадастра относительно площади земельных участков, их НДО с учетом коэффициентов индексации, а также решения сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, по ставкам земельного налога.

Для определения землепользователям размера арендной платы контролирующие органы используют данные государственного земельного кадастра и договоров аренды земельных участков по площади земельных участков, их НДО с учетом коэффициентов индексации, размера арендной платы.

При этом порядок исчисления платы за землю для граждан и юридических лиц кардинально отличается.

Порядок исчисления платы за землю для физических лиц

Начисление физическим лицам сумм налога проводится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые направляют (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 гл. 4 разд. II НК Украины (п. 286.5 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

Учет физических лиц — плательщиков налога и начисление соответствующих сумм проводятся контролирующими органами по месту нахождения земельного участка ежегодно до 1 мая. При этом учитываются некоторые особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Если налоговый орган вручил налоговое уведомление-решение после предельного срока (1 июля), то как в этом случае должен поступить налогоплательщик?

Судебная практика в этом отношении очень неоднозначная и в большинстве случаев решения выносятся не в пользу налогоплательщиков (http://reyestr.court.gov.ua/Review/67526579, http://reyestr.court.gov.ua/Review/66046352, http://reyestr.court.gov.ua/Review/68001064, http://reyestr.court.gov.ua/Review/65132074).

Для уплаты земельного налога не всегда самым важным является дата вынесения решения по уплате налога и обязательное приложение к уведомлению-решению расчета налогового обязательства.

Действительно, такие нарушения со стороны налоговых органов имеют место, но данные нарушения, по мнению некоторых судей, не могут быть основанием для отмены обжалуемых налоговых уведомлений-решений, так как это повлечет непоступление в бюджет сумм земельного налога, обязанность уплаты которого определена требованиями НК Украины (http://reyestr.court.gov.ua/Review/42707606).

Вот и получается, что когда заходит речь о наполнении бюджетов, то некоторые нормы налогового законодательства судами попросту игнорируются.

Пунктом 54.5 ст. 54 гл. 4 разд. I НК Украины определено, что если сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном НК Украины.

Таким образом, если налоговое уведомление-решение вручено лично физическому лицу или его законному представителю или направлено письмом в его адрес по месту жительства или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении и физическое лицо не оплатило плату за землю, то такому физическому лицу начисляется штраф и пеня.

Судебные органы в большинстве случаев не придают особого значения предельному сроку вынесения решений по плате за землю, а важным считают тот факт, что такие решения были надлежащим образом вручены налогоплательщикам и после вручения у них появляется право оспорить их в налоговых органах или оплатить в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Если, по мнению физического лица — гражданина, налоговый орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий, то такое физическое лицо имеет право в течение 10 дней со дня получения налогового уведомления-решения обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе) (п. 56.3 ст. 56 гл. 4 разд. I НК Украины).

Жалобы на решения контролирующих органов в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Если в удовлетворении такой жалобы было отказано, то физическое лицо может обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган вышестоящего уровня.

Процедура судебного обжалования предусматривает возможность обжаловать налоговое уведомление-решение непосредственно в суде. Предусмотренный срок обжалования — 1095 дней со дня получения такого решения.

Однако следует помнить, что сумма денежного обязательства считается согласованной через 10 дней со дня получения такого уведомления-решения. Поэтому не медлите и обращайтесь в суд в кратчайшие сроки или осуществляйте процедуру административного обжалования.

Если до судебного обжалования проводилось административное обжалование, физическое лицо имеет право обратиться в суд в течение 1 месяца со дня окончания административного обжалования.

В случае судебного обжалования денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления в законную силу судебного решения. Такая процедура предусмотрена ст. 56 гл. 4 разд. I НК Украины.

Есть примеры судебных споров, когда налоговые органы выносят налоговые уведомления-решения за несколько лет (например, за 2013 — 2016 годы) и суды к этому относятся вполне спокойно (http://reyestr.court.gov.ua/Review/67702111).

Хотя и есть и другие решения, когда суды отказали налоговым органам, которые пытались в январе 2014 года начислить налог на землю за 2011 — 2013 годы (http://reyestr.court.gov.ua/Review/51889584).

Если налоговое уведомление решение было вручено не лично физическому лицу или его законному представителю, а подпись, размещенная в извещении к заказному письму о вручении почтовых отправлений, принадлежит другому лицу, то такое налоговое уведомление-решение не считается врученным (http://reyestr.court.gov.ua/Review/73486675).

В соответствии с п. 42.2 ст. 42 разд. I НК Украины документы считаются должным образом врученными, если они направлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если факт надлежащего вручения налоговым органом налогового уведомления-решения не доказан, то налоговое обязательство по такому налоговому уведомлению-решению не является согласованным, что исключает возможность дальнейшего формирования налогового требования по уплате налогового долга.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — физического лица к другому в течение календарного года контролирующий орган направляет (вручает) налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности.

При получении от центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, информации о получении физическим лицом права собственности на земельный участок контролирующий орган осуществляет начисление сумм земельного налога начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности, и направляет налоговое уведомление-решение такому физическому лицу.

Если такой переход происходит после 1 июля текущего года, то контролирующий орган направляет (вручает) предыдущему владельцу новое налоговое уведомление-решение. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным).

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

В случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтвержденными плательщиком земельного налога на основании оригиналов соответствующих документов, в частности документов на право собственности, пользования льготой, контролирующий орган по месту нахождения земельного участка проводит в течение десяти рабочих дней перерасчет суммы налога и направляет (вручает) ему новое налоговое уведомление-решение. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным).

Порядок исчисления платы за землю юридическими лицами

Плательщики платы за землю юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позже 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере НДО земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой НДО земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. Это освобождает его от обязанности представления годовой налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года (п. 286.3 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Исходя из возможности представления плательщиками платы за землю (по собственному выбору) Налоговых деклараций по плате за землю на текущий год или ежемесячно отчетных деклараций, а также деклараций за вновь отведенные земельные участки или по вновь заключенным договорам аренды земли в течение текущего года, субъект хозяйствования, который в начала года не был плательщиком платы за землю и в течение года получил право собственности (пользования) на земельный участок, подает соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка годовую Налоговую декларацию по плате за землю или ежемесячные декларации по типу «Отчетная».

При этом необходимо будет отключить автоматическое заполнение колонок в разделах II и III Налоговой декларации по плате за землю, так как алгоритм заполнения данной формы предусматривает расчет именно годовой суммы налога, а по вновь приобретенным земельным участкам такая обязанность может возникнуть у налогоплательщика с любого месяца отчетного года и этот период в большинстве случаев будет меньше 12 месяцев.

Можно подавать Налоговую декларацию по плате за землю ежемесячно и тогда проблем с разбивкой годовой суммы по месяцам не будет.

Когда плательщик отчитывается за тот период, в котором он впервые приобрел статус плательщика земельного налога, то вместе с Налоговой декларацией по плате за землю подается справка (извлечение) о размере НДО земельного участка (п. 286.2 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

В случае изменения в течение года объекта и/или базы налогообложения плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Форма Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — Налоговая декларация по плате за землю) утверждена Приказом № 560.

Юридическое лицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, предоставляемых физическим лицам в соответствии с п. 281.1 ст. 281 разд. ХII НК Украины за земельные участки, которые находятся в их собственности или постоянном пользовании и входят в состав земельных участков такого юридического лица (п. 286.7 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

Такой порядок также распространяется на определение налоговых обязательств по земельному налогу юридическим лицом за земельные участки, отведенные в порядке, установленном Законом об основах социальной защищенности инвалидов для бесплатной парковки (хранения) легковых автомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, члены их семей, которым в соответствии с порядком обеспечения инвалидов автомобилями передано право управления автомобилем, и законные представители недееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые перевозят инвалидов (детей-инвалидов) с поражением опорно-двигательного аппарата.

Куда подавать Налоговую декларацию по плате за землю?

По общему правилу Налоговая декларация по плате за землю подается по местонахождению земельного участка (п. 286.2 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

Таким образом, если у плательщика несколько земельных участков, расположенных на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код КОАТУУ один и тот же), то плательщик по всем таким участкам может подавать одну общую Налоговую декларацию по плате за землю.

В том случае, когда земельные участки находятся на территории разных административно-территориальных единиц (коды органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ разные), тогда плательщик обязан подать отдельную Налоговую декларацию по плате за землю относительно каждого местонахождения земельного участка.

Налоговая декларация по плате за землю подается по каждому коду КОАТУУ. Например, если плательщик имеет два земельных участка на территории одного административного района (или нескольких районов, которые обслуживаются одним контролирующим органом) и еще один участок — на территории другого района, но у всех участков КОАТУУ разные, плательщик подает три Налоговых деклараций по плате за землю.

При этом перед тем как подать отчетность за земельный участок, размещенный на территории другой территориальной громады, нежели место его регистрации, предприятие должно стать на учет по местонахождению такого участка как по неосновному месту учета. Срок для этого ему определен — 10 рабочих дней после регистрации соответствующего права на землю (пункты 7.1 и 7.2 Порядка № 1588).

Налоговые декларации по плате за землю по разным видам платы за землю (налог на землю и арендная плата за землю) нужно подавать отдельно.

Порядок заполнения данных в Декларации

Вступительная часть Налоговой декларации по плате за землю включает семь строк.

В Налоговой декларации по плате за землю предусмотрено общее для юридических лиц и для физлиц-предпринимателей поле 3 «Податковий номер платника податку або серія та номер паспорту».

Юридические лица в этом поле указывают код ЕГРПОУ.

Физические лица Налоговую декларацию по плате за землю не подают, поэтому регистрационный номер учетной карточки — только для плательщиков арендной платы.

Графа «починаючи з2» поля 1 заполняется в случае приобретения в течение года плательщиком прав собственности на новоотведенный земельный участок. В графе «починаючи з2» указываются число и месяц приобретения права собственности на земельный участок.

Если в разные периоды (месяцы) календарного отчетного года плательщик приобретает права собственности на земельные участки (независимо от того, на одной или нет территории органа местного самоуправления находятся земельные участки), Налоговая декларация по плате за землю подается по каждому факту приобретения.

Подается Налоговая декларация по плате за землю в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором приобретено право на земельный участок.

Эта графа заполняется в формате «число/месяц». Порядковый номер налогового (отчетного) месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).

Графа «з урахуванням уточнень з3» заполняется, когда плательщик на текущий год подал отчетную декларацию, а потом:

♦ получил право собственности (или пользования) на другой земельный участок в том же населенном пункте;

♦ в течение года изменилось функциональное использование земли;

♦ наступили другие факторы, которые влияют на размер налогового обязательства по земельному налогу;

♦ были выявлены ошибки.

Во всех этих случаях плательщик должен подать уточняющую Налоговую декларацию по плате за землю, в которой заполнить графу «з урахуванням уточнень з3», то есть указать число и месяц, когда состоялись изменения, повлиявшие на размер налогового обязательства.

Налоговая декларация по плате за землю подается в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором состоялись изменения (абзац 2 п. 286.4 ст. 286 разд. ХII НК Украины).

Данная графа заполняется в формате «число/месяц». Порядковый номер отчетного месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).

Раздел I основной части Налоговой декларации по плате за землю (предназначен для расчета суммы земельного налога) состоит из 17 колонок, в которых нужно указать площадь земельного участка, по которой уплачивается земельный налог (м2), НДО если она по земельному участку установлена (за м2), ставку налога, годовую сумму налога и данные по льготам, если они есть.

Раздел I Налоговой декларации по плате за землю заполняется отдельно по каждому земельному участку — количество строк в нем плательщик при необходимости может увеличить.

Раздел ІІІ Налоговой декларации по плате за землю предназначен для расчета суммы налогового обязательства.

Особенностью раздела ІІІ Налоговой декларации по плате за землю является то, что приведенную в колонке 3 общую сумму необходимо разбить по месяцам и указать равными частями в колонках 4 — 15. Это связано с особенностями уплаты земельного налога.

Образец заполнения Налоговой декларации по плате за землю юридическим лицом (с условными данными) на земельный участок, приобретенный по договору купли-продажи в апреле 2018 года (по новой административно-территориальной единице), а право собственности на земельный участок было оформлено в июне 2018 года, приведем на рисунках 1 — 3.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Если плательщик налогов считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НК Украины по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации (п. 46.4 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины).

В случае необходимости плательщик налогов может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будут считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления. Плательщик налогов, который подает отчетность в электронной форме, подает такое дополнение в электронной форме.

Ответственность за неподачу Налоговой декларации по плате за землю

Если плательщик платы за землю не подал Налоговую декларацию по плате за землю в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли изменения объекта и/или базы налогообложения, которые привели к увеличению или уменьшению налогового обязательства по плате за землю, к нему применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 120.1 ст. 120 гл. 11 разд. II НК Украины (наложение штрафа в размере 170 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление).

Список использованных документов

БК Украины — Бюджетный кодекс Украины

ЗК Украины — Земельный кодекс Украины

НК Украины — Налоговый кодекс Украины

Закон № 1160 — Закон Украины от 11.09.2003 г. № 1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»

Закон № 2245 — Закон Украины от 07.12.2017 № 2245-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году»

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588 (в редакции приказа от 22.04.2014 г. № 462)

Приказ № 560 — Приказ Минфина Украины от 16.06.2015 г. № 560 «Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)»

Напечатать Напечатать
Cкачать pdf
Поделиться: