Минфин одумался: критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной пересмотрены в пользу налогоплательщика

На официальном сайте ГФС Украины 05.05.2017 года был опубликован новый проект приказа Минфина, который кардинально отличается от предыдущего, и, как не странно, больше отвечает интересам налогоплательщиков.

Чем же так хорош новый проект?

Во-первых, теперь получение квитанции об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки не только дает право предоставить через электронный кабинет информацию по форме согласно Приложению 1 к Критериям (то есть Таблицу данных плательщика налогов), но и позволит избежать мониторинга. Для этого даже установлен отдельный признак — «д) ГФС принято решение относительно учета информации по форме согласно Приложению 1 к Критериям».

А вот процедуры принятия Приложения 1, а тем более решения ГФС Украины — нет.

Во-вторых, пересмотренный перечень признаков, по которым налоговая накладная не подлежит мониторингу, теперь включает довольно большое число плательщиков налога. Теперь уже и малый и средний бизнес в большинстве своем может спать спокойно.

А теперь давайте немного подробнее остановимся на очередных изменениях.

Пункт 5 Критериев (теперь так называется документ, устанавливающий критерии оценки степени рисков) предусматривает такие признаки, по которым проверяются все налоговые накладные перед регистрацией:

а) налоговая накладная, которая подается на регистрацию, регистрируется на покупателя – неплательщика НДС. Этого признака в предыдущей редакции не было, но его отсутствие вызывало довольно сильное недоумение;

б) объем поставки, указанный плательщиком налога в налоговых накладных, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом поданной на регистрацию налоговой накладной/расчета корректировки, составляет менее 500 тыс. грн и руководитель – должностное лицо такого налогоплательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее чем у 4-х налогоплательщиков. Ранее ограничение было установлено в размере 50 тыс. грн НДС и таким образом предел теперь увеличен в 2 раза, что не может не радовать малый и средний бизнес;

в) общая сумма уплаченных в 2016 году на внебюджетные счета в Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования сумм ЕСВ и в сводный бюджет налогов и сборов плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которым подана налоговая накладная/расчет корректировки на регистрацию, составляет более 5 млн грн (признак используется с 01.04.2017 г. до 01.01.2018 г.). Здесь тоже произошли изменения и теперь сумму в 5 млн грн плательщик должен набрать уже вместе со своими обособленными подразделениями, а не самостоятельно (что легче). Но теперь этот признак планируется использовать уже с 1 апреля (то есть теоретически он уже используется), а не с 1 июля;

г) одновременно значения показателей D и P, рассчитанных по приведенным ниже формулам, имеет такую величину D>0,05, Р<Рм х 1,3, где:

D – расчетная величина, которая равна S/T;

S – общая сумма уплаченных за последние 12 месяцев на внебюджетные счета в Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования сумм ЕСВ и в сводный бюджет налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) плательщиком налога и его обособленными подразделениями;

T — общая сумма поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по основной ставке и ставке 7 %, за последние 12 месяцев, указанная плательщиком налога в зарегистрированных налоговых накладных;

P — сумма НДС, указанная налогоплательщиком в налоговых накладных, зарегистрированных в отчетном (налоговом) периоде с учетом налоговой накладной, поданной на регистрацию;

Рм — наибольшая месячная сумма НДС, указанная в зарегистрированных налоговых накладных за последние 12 месяцев.

Огромное спасибо разработчикам проекта, которые облегчили формулировку данного признака, изложив его в виде формулы! Теперь не нужно будет «ломать голову» пытаясь разобраться что, к чему и как относить.

Что еще улучшилось для налогоплательщиков? Размер показателя D уменьшен с 0,08 до 0,05 (то есть не попасть в Мониторинг опять же проще), тем более при участии обособленных подразделений.

НО! не учитываются суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Украины и объемы поставок, которые освобождены от налогообложения НДС или облагаются по ставке 0 %;

д) ГФС принято решение относительно учета информации по форме согласно Приложению 1 к Критериям. Теперь актуальность составления Приложения 1 значительно возрастает и «заготовить» такое Приложение можно заранее, чтобы в случае необходимости потом не тратить на это время. Хотя кто именно и каким образом будет «учитывать информацию по форме согласно Приложению 1 к Критериям» на данный момент остается тайной. Видимо стоит ждать новых изменений и проектов.

Если Ваша налоговая накладная или расчет корректировки соответствует таким признакам — можете спать спокойно. Если же нет, то в дело вступают Критерии!

Теперь (или пока) Критериев только 3, причем 2 из них новые. Итак, Мониторинг налоговой накладной/расчета корректировки осуществляется ГФС по следующим Критериям:

1) объем поставки товара в налоговой накладной, которая подана на регистрацию, в 1,5 или более раз больше остатка разницы объема поставки такого товара, указанного в налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г., и объема приобретения соответствующего товара, указанного в полученных налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г.;

и сумма НДС, указанная в зарегистрированных с 01.01.2017 г. налоговых накладных по приобретению товаров таким плательщиком налога с кодами согласно УКТ ВЭД, которые определяются в соответствии с п. 7 Критериев, более 50 % общей суммы НДС, указанной в налоговых накладных по приобретению товаров таким плательщиком налога и зарегистрированных с 1.01.2017 году в Реестре его контрагентами;

Этот Критерий новый, да еще и двойной, то есть для его применения соблюдаться должны оба условия одновременно. Кроме того, коды товара согласно УКТ ВЭД, которые должны приниматься во внимание, более не приводятся в Приложениях, а «утверждаются ГФС по согласованию с Министерством финансов». Когда и как это будет сделано никому неведомо;

2) отсутствие разрешительных документов (сведений, предоставленных ГФС уполномоченными на это органами; лицензий, выданных органами лицензирования), которые подтверждают право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности (разрешительные документы, лицензии на осуществление соответствующей деятельности, которые в соответствии с законодательством предусмотрены для производства или реализации этих товаров/услуг) в отношении товаров/услуг, указанных плательщиком налога в налоговой накладной, поданной на регистрацию. Этот Критерий остался из предыдущей редакции и каких-либо вопросов к нему нет;

3) отношение суммы НДС, указанной в расчетах корректировки, с учетом расчета корректировки для покупателей, которые не являются плательщиками налога, зарегистрированных плательщиком налога в текущем месяце, которые предусматривают уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, к сумме НДС, уплаченной в сводный бюджет в месяце, за который представлены такие расчеты корректировки, больше 0,2.

Что хочется сказать в итоге? В целом Минфин «потрудился» на славу. Возможно, испугался того объема работы, который предстоял ГФС Украины по предыдущим критериям, возможно, причина какая-то другая – ответа мы не узнаем.

Вызывают вопросы размеры показателей, которые приняты для проверки – как, кем и из каких соображений были установлены именно такие их размеры?

Но в целом, этот вариант проекта дает возможность большему количеству бухгалтеров облегченно вздохнуть. Хотя неопределенность практического осуществления некоторых положений предполагает новые проекты и новую головную боль.

Итак, пока лучше, чем было, но расслабляться еще не время!

Напечатать Напечатать
Cкачать pdf
Поделиться: