Чем запомнился 2018 год и какие изменения нас ожидают в 2019 году

Людмила Волинец

В конце отчетного года бухгалтерам всегда интересно узнать о тех изменениях, которые планируются в следующем году, чтобы взвесить и проанализировать новые возможности субъекта хозяйствования и его готовность к нормальной работе. Также важно вспомнить основные изменения, которые произошли в текущем году, чтобы учесть их при подаче как финансовой, так и налоговой отчетности по итогам года. В 2018 году на удивление рано приняли как Госбюджет на 2019 год, так и изменения в НК Украины. Однако окончательных текстов этих документов еще нет, да и нарушений при их утверждении было допущено немало, поэтому вопросы еще остаются.

Чем запомнился 2018 год и какие изменения нас ожидают в 2019 году

Конец отчетного года — это такой необычный период, когда субъектам предпринимательской деятельности полезно вспомнить о том, что было запоминающимся и важным в уходящем году, а также ознакомиться с тем, что ожидает их в наступающем году.

Информация об изменениях, произошедших в 2018 году, уже известна многим. Не исключено, что и в декабре 2018 года могут быть приняты какие-то нормативно-правовые акты, которые затронут деятельность субъектов хозяйствования в этом году, но таких изменений не может быть много. Обычно нормативные акты, принятые в конце года, касаются деятельности или событий уже следующего года. При этом мы и не ставим задачу в нашей публикации охватить весь перечень изменений, который затронули хозяйственную деятельность и налогообложение текущего года.

Что касается 2019 года, то здесь информации пока немного, потому что большинство изменений ожидает нас впереди, но к большому удивлению законодателями Государственный бюджет на 2019 год принят 23 ноября 2018 года, а также внесен целый ряд правок в НК Украины, что значительно упростит работу субъектам хозяйствования, но при условии, что важные законы будут опубликованы в ближайшее время.

Заметим, что Законопроект № 9260, который депутаты приняли 23.11.2018 г. (им внесены правки в НК Украины), был существенно изменен и кардинально отличается от текста, который был принят в первом чтении за основу. Следовательно, на момент подготовки статьи неизвестно, а будет ли вообще этот документ подписан Президентом Украины.

В своем анализе изменений, которые планируются в 2019 году, будем исходить из текста Законопроекта № 9260, который был роздан депутатам 23.11.2018 г.

  1. Прожиточный минимум и размер минимальной заработной платы

Размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума — это наиболее значимые показатели для работы субъектов хозяйствования и представляют собой основные социальные стандарты.

Размер минимальной заработной платы на 2018 — 2019 годы утвержден в целом на год и не планируется к изменению в течение текущего года.

Размер прожиточного минимума в течение 2018 года изменялся дважды: с 1 июля и с 1 декабря. В 2019 году также планируют изменять прожиточный минимум дважды: с 1 июля и с 1 декабря.

Исходя из показателе минимальной заработной платы и прожиточного минимума рассчитывается целый ряд налогов, базы налогообложения и выплат.

Следовательно, с ростом минимальной зарплаты и прожиточного минимума происходит, соответственно, повышение величины налогов и сборов, социальных стандартов и гарантий, размеров штрафов, которые от них зависят.

К примеру, размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной зарплаты, то есть не менее 3723 грн в 2018 году и 4173 грн в 2019 году. Если же работнику, который выполнил месячную норму труда, начислили зарплату в меньшем размере, работодатель должен провести доплату до ее минимальной зарплаты, которая выплачивается вместе с заработной платой.

Данные о показателях минимальной заработной платы и прожиточного минимума на 2018 — 2019 годы приведем на рис. 1.

Рис. 1

  1. НДФЛ

Немало показателей, определяющих объект налогообложения в разд. IV НК Украины, определяется исходя из размера минимальной зарплаты или же прожиточного минимума.

В частности, минимальную зарплату и прожиточный минимум используют для определения налогооблагаемого или освобожденного от обложения НДФЛ и военным сбором дохода физических лиц (табл. 1).

Таблица 1

п/п

Показатели

Сумма, грн

Норма НК Украины

Освобождаются от налогообложения (не включаются в облагаемый доход)

1.

Сумма, уплаченная в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за получение образования, за подготовку или переподготовку налогоплательщика в пределах трехкратного размера минимальной зарплаты за каждый полный или неполный месяц обучения

в 2018 году до 11 169 грн;

в 2019 году до 12 519 грн

пп. 165.1.21 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

2.

Взносы работодателя-резидента за свой счет в пользу физического лица — работника в фонды банковского управления, но не более 2,5 размера минимальной зарплаты в расчете за месяц по совокупности таких взносов

в 2018 году до 9307,50 грн;

в 2019 году до 10 432,50 грн

подпункт «в» пп. 164.2.16 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины

3.

Основная сумма долга (кредита) налогоплательщика, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности, в случае если его сумма не превышает 25 % одной минимальной зарплаты (в расчете на год)

в 2018 году до 930,75 грн;

в 2019 году до 1043,25 грн

пп. 165.1.55 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

4.

Доход от продажи своей продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД, если его сумма совокупно за год не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового ) года. Такие физические лица осуществляют продажу указанной продукции без получения справки о наличии земельных участков

в 2018 году до 186 150 грн;

в 2019 году до 208 650 грн

абзац 7 пп. 165.1.24 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

5.

Стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований), если их стоимость не превышает 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме

в 2018 году до 930,75 грн;

в 2019 году до 1043,25 грн

пп. 165.1.39 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

6.

Сумма задолженности налогоплательщика по заключенному им гражданско-правовому договору, по которой истек срок исковой давности и которая не превышает сумму, составляющую 50 % месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, кроме сумм налоговой задолженности, по которым истек срок исковой давности согласно разд. II НК Украины, который устанавливает порядок взыскания задолженности по налогам, сборам и погашения налогового долга

в 2018 году до 881 грн;

в 2019 году до 960,50 грн

пп. 164.2.7 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины

7.

Средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемых как пособие на погребение работодателем умершего налогоплательщика по его последнему месту работы (в том числе перед выходом на пенсию) в размере, не превышающем двойной размер суммы, определенной в абзаце 1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины

в 2018 году до 4940 грн;

в 2019 году до 5380 грн

пп. 165.1.22 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

8.

Сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу 1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины, установленного на 1 января такого года

в 2018 году до 2470 грн;

в 2019 году до 2690 грн

пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины

9.

Сумма стипендии (включая сумму ее индексации, начисленную в соответствии с законом), которая выплачивается из бюджета ученику, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту или адъюнкту, но не выше суммы, определенной в абзаце 1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины

в 2018 году до 2470 грн;

в 2019 году до 2690 грн

пп. 165.1.26 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

10.

Сумма выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых по решению профсоюза, его объединения и/или организации профсоюза, принятым в установленном порядке в пользу члена такого профессионального союза в течение года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу 1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины

в 2018 году до 2470 грн;

в 2019 году до 2690 грн

пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины

  1. Налоговая социальная льгота (НСЛ)

Размеры НСЛ и предельной зарплаты для применения НСЛ зависят от показателя прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января.

Приведем размеры НСЛ и предельной зарплаты в 2018 и 2019 годах в табл. 2.

Таблица 2

п/п

Категория плательщика

Предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, грн

Размер НСЛ, грн

в 2018 году

в 2019 году

в 2018 году

в 2019 году

«Обычная» НСЛ

1.

Любой плательщик налога

(пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470*

(1762 грн x 1,4)

2690*

(1921 грн x 1,4)

881

(1762 грн x 50 % : 100)

960,50

(1921 грн x 50 % : 100)

«Обычная» НСЛ на детей (100 %)

2.

Лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет (пп. 169.1.2 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470 х количество детей в возрасте до 18 лет

2690 х количество детей в возрасте до 18 лет

881 х количество детей в возрасте до 18 лет

960,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

НСЛ (150 %)

3.

Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, которые имеют ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (подпункт «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470 х количество детей в возрасте до 18 лет

2690 х количество детей в возрасте до 18 лет

1321,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

1440,75 х количество детей в возрасте до 18 лет

4.

Лицо, содержащее ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (подпункт «б» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470 х количество детей в возрасте до 18 лет

2690 х количество детей в возрасте до 18 лет

1321,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

1440,75 х количество детей в возрасте до 18 лет

5.

Лицо, отнесенное к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (подпункт «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1321,50

1440,75

6.

Учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты (подпункт «г» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)**

2470

2690

1321,50

1440,75

7.

Инвалиды I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена подпунктом «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины (подпункт «ґ» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1321,50

1440,75

8.

Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, подвергшимся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (подпункт «д» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1321,50

1440,75

9.

Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме лиц, указанных в подпункте «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины (подпункт «е» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1321,50

1440,75

НСЛ (200 %)

10.

Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу» (подпункт «а» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1762

1921

11.

Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, которые в то время работали в тылу, и инвалиды I и II групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551 (подпункт «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1762

1921

12.

Бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лица, признанные репрессированными или реабилитированными (подпункт «в» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1762

1921

13.

Лица, которые были насильственно вывезены с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками (подпункт «г» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1762

1921

14.

Лица, находившиеся на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (подпункт «ґ» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины)

2470

2690

1762

1921

Примечания. * С учетом округления до ближайших 10 грн.

** При условии, что они не получают стипендию из бюджета (пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 разд. IV НК Украины).

  1. Суточные по командировкам

Предельный размер суточных, не подлежащих обложению НДФЛ из расчета на 1 календарный день командировки (пп. 170.9.1 п. 170.9 ст. 170 разд. IV НК Украины):

по Украине:

в 2018 году — 372,30 грн (3723 грн х 10 % : 100);

в 2019 году — 417,30 грн (4173 грн х 10 % : 100);

за границу 80 (по официальному обменному курсу НБУ в 2018 или 2019 годах).

  1. Индексация денежных доходов граждан

Оплата труда, в том числе работающим пенсионерам, денежное обеспечение, размер алиментов, определенный судом в твердой денежной сумме, пособие по безработице, предоставляемое в зависимости от страхового стажа в процентах средней заработной платы, стипендии индексируются в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (абзац 2 п. 4 Порядка № 1078).

Размер прожиточного минимума для трудоспособных граждан на 2018 — 2019 годы приведен на рис. 2.

Рис. 2

Суммы возмещения вреда, причиненного физическому лицу увечьем или иным повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваемые лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае потери кормильца, кроме ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве (с учетом выплат на необходимый уход за пострадавшим ) и членам их семей, индексируются в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения (абзац 3 п. 4 Порядка № 1078).

  1. Пособие по безработице

Пособие по безработице не может превышать четырехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (абзац 2 ч. 5 ст. 23 Закона № 1533).

Следовательно максимальный размер пособия составит:

с 01.01.2018 г. — 7048 грн (1762 грн х 4);

с 01.07.2018 г. — 7364 грн (1841 грн х 4);

с 01.12.2018 г. до 30.06.2019 г. — 7684 грн (1921 грн х 4);

с 01.07.2019 г. — 8028 грн (2007 грн х 4);

с 01.12.2019 г. — 8408 грн (2102 грн х 4).

  1. ЕСВ

От размера минимальной заработной платы зависит сумма минимального и максимального размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ).

Минимальный размер ЕСВ:

в 2018 году 819,06 грн (3723 грн х 22 % : 100);

в 2019 году 918,06 грн (4173 грн х 22 % : 100).

Максимальный размер ЕСВ:

в 2018 году 55 845 грн (3723 грн х 15);

в 2019 году 62 595 грн (4173 грн х 15).

Изменение шкалы ЕСВ в 2019 году пока не предусмотрено.

Напомним, что ранее Кабмин Украины предлагает ввести переменную регрессивную шкалу на ЕСВ: чем больше зарплата, тем меньше процент ЕСВ, но он должен был взиматься с полной зарплаты, а не ее части.

В 2019 году действовать будут «старые» правила начисления ЕСВ, поэтому, в случае, когда база начисления ЕСВ основного работника — не инвалида (зарплата, больничные, декретные, вознаграждение за проведенные работы/услуги) окажется ниже размера минимальной зарплаты, тогда сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы и ставки ЕСВ (22 %), при условии пребывания работника в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца.

Если за последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности работника (или его ребенка) его страховой стаж не превышает 6 месяцев, то дневная выплата (среднедневная зарплата с учетом процента оплаты больничного) для начисления больничных должна быть не больше размера минимальной зарплаты в расчете на 1 календарный день.

  1. Единый налог

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

для плательщиков единого налога 1 группы (пп. 1 п. 293.2 ст. 293 гл. 1 разд. ХIV НК Украины):

в 2018 году — 176,20 грн (1762 грн х 10 % : 100);

в 2019 году — 192,10 грн (1921 грн х 10 % : 100);

для плательщиков единого налога 2 группы (пп. 2 п. 293.2 ст. 293 гл. 1 разд. ХIV НК Украины):

в 2018 году — 744,60 грн (3723 грн х 20 % : 100);

в 2019 году — 834,60 грн (4173 грн х 20 % : 100).

  1. Алименты на одного ребенка

Размер алиментов должен быть необходимым и достаточным для обеспечения гармоничного развития ребенка.

Минимальный гарантированный размер алиментов на одного ребенка не может быть меньше 50 % прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

Максимальный размер алиментов на одного ребенка (ч. 5 ст. 183 СК Украины) взимается в размере не более 10 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста.

Сумму минимального и максимального размера алиментов на одного ребенка в 2018 — 2019 году приведем на рис. 3.

Рис. 3

  1. Транспортный налог

Объектом налогообложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (пп. 267.2.1 п. 267.2 ст. 267 разд. ХII НК Украины):

в 2018 году — 1 396 125 грн (3723 грн х 375);

в 2019 году — 1 564 875 грн (4173 грн х 375).

  1. Налог на недвижимость

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению местных советов в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 % размера минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 разд. XII НК Украины).

В 2018 году ставка налога на недвижимость не должна превышать 55,84 грн (3723 грн х 1,5 % : 100) за 1 м2. В 2019 году — 62,60 грн (4173 грн х 1,5 % : 100) за 1 м2.

  1. Сбор за парковку авто

Ставки сбора за парковку авто устанавливаются за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 м2 площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере до 0,075 % минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (пп. 2681.3.1 п. 2681.3 ст. 2681 разд. XII НК Украины).

В 2018 году до 2,79 грн (3723 грн х 0,075 %) за 1 м2 площади земельного участка, а в 2019 году до 3,13 грн (3723 грн х 0,075 %) за 1 м2 площади земельного участка.

  1. Штрафы за нарушение законодательства о труде

Юридические и физические лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае совершения нарушений законодательства о труде, предусмотрено ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины.

Размер таких штрафов определяется в кратном размере минимальной заплаты, установленной законом на момент выявления нарушения.

Поэтому при наложении штрафов за нарушение законодательства о труде для расчета размера штрафа будут применять минимальную зарплату:

в 2018 году — 3723 грн;

в 2019 году — 4173 грн.

Итак, к юридическим лиц и физическим лицам — предпринимателям могут применять штрафы за нарушение трудового законодательства в следующих размерах (табл. 3).

Таблица 3

п/п

Вид нарушения

Сумма штрафа

в 2018 году

в 2019 году

1.

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

111 690 грн1

(3723 грн х 30)

125 190 грн1

(4173 грн х 30)

2.

Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

11 169 грн2

(3723 грн х 3)

12 519 грн2

(4173 грн х 3)

3.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

37 230 грн3

(3723 грн х 10)

41 730 грн3

(4173 грн х 10)

4.

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных Законом о воинской обязанности, Законом об альтернативной службе, Законом о мобилизационной подготовке

37 230 грн3

(3723 грн х 10)

41 730 грн3

(4173 грн х 10)

5.

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении

11 169 грн2

(3723 грн х 3)

12 519 грн2

(4173 грн х 3)

6.

Обнаружение контролерами фактического допуска к работе без оформления (или оформления неполной занятости в случае работы полный время) после недопущения их к проверке

372 300 грн4

(3723 грн х 100)

417 300 грн4

(4173 грн х 100)

7.

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме перечисленных выше (пункты 1 — 6).

3723 грн5

41735

Примечания. 1 Штраф в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

2 Штраф в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

3 Штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

4 Штраф в стократном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

5 Штраф в размере одной минимальной заработной платы.

  1. Администрирование налогов и сборов

  1. Узнать ставки местных налогов и сборов стало проще

Узнать информацию о принятых решениях местными органами относительно ставок местных налогов и сборов до 2018 года было сложно. Искать решения местных органов на сайтах приходилось долго и в большинстве случаев безрезультатно. Отрадно, что законодатели попытались частично урегулировать данную проблему в 2018 году.

Теперь же контролирующие органы обязаны не позднее 10 июля текущего года составлять сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях и предоставляют ее в электронном виде ГФСУ.

ГФСУ не позднее 15 июля текущего года публикует на своем официальном сайте, сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях.

Таким образом, проблема с информацией по ставкам местных налогов и сборов наконец-то решена. Любой налогоплательщик (будь-то юридическое или физическое лицо) теперь может узнать ставки местных налогов на 2019 год на сайте ГФСУ, а также каким решением они были утверждены.

Подпункт 4.1.9 п. 4.1 ст. разд. I НК Украины предусматривает, чтобы изменения в любые элементы налогов и сборов не вносились позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.

К сожалению, это требование декларативное и у нас оно не соблюдается. Не стал исключением в этом плане и 2019 год, так как изменения были внесены в порядок исчисления и уплаты некоторых налогов и сборов (например, изменения коснулись системы электронного администрирования топлива и электронного администрирования спирта этилового). Также были изменены некоторые ставки налогов и сборов (увеличен акцизный налог, а также рентные платежи и т. д.).

В составе земельного налога теперь выделен земельный налог за лесные земли. Ставка земельного налога для лесных земель устанавлена в размере не более 0,1 % от их нормативной денежной оценки.

Если денежная оценка для лесных земель не проведена, тогда ставка устанавливается в размере не более 0,1 % от нормативной денежной оценки площади пашни по АР Крым или по области. Теперь местным органам необходимо будет утвердить ставки налога для лесных земель.

Естественно, что на сайте ГФСУ данных об утвержденных ставках по лесным землям пока нет и не известно когда они появятся.

  1. Переписка налогоплательщиков и контролирующих органов : что хотят изменить?

С 2019 года переписка контролирующих органов с налогоплательщиками может осуществляться путем направления электронных писем на электронный адрес налогоплательщика, обязательно предоставленный в установленном порядке.

Датой вручения налогоплательщику документа является дата направления электронного письма на электронный адрес налогоплательщика.

Таким образом, налоговая получила право предоставлять налогоплательщикам информацию (в том числе и уведомления) по электронной почте. Причем предоставление информации считается предоставленным в том случае, если налоговая предоставила, отправила свою электронную почту и независимо от того, получил ли плательщик такое электронное письмо или нет, открыл он свою электронную почту или не открыл, но будет считаться, что налогоплательщик получил налоговое уведомление от налоговой службы.

Чтобы понять масштабы этих изменений нужно знать, что есть проблемы, к примеру, с администрированием налога на недвижимость, который уплачивают многие простые граждане. Налоговая обязана направить сотни тысяч писем физическим лицам, потому что именно только таким образом их можно уведомить о налоговом обязательстве по этому налогу.

Отправлять уведомления по электронной почте налоговая сможет только тогда, когда налогоплательщик сам согласился на такую переписку, предоставив соответствующий адрес электронной почты налоговым органам. Если он этого не сделал, то его будут уведомлять письмами в общепринятом порядке.

Почему возникла проблема?

Налог на недвижимость может исчисляться несколькими гривнями, а его администрирование, то есть направление писем с уведомлениями, обойдется дороже чем сумма налога, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджет.

  1. Зачем первичные документы нужно будет в обязательном порядке сдавать в архив?

В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины, за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней (2555 дней — для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст. 39 разд. I НК Украины), которые предшествуют дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив. Такое дополнение внесено в п. 42.5 ст. 42 гл. 1 разд. II НК Украины (Законопроект № 9260).

Зачем хранить первичные документы по ликвидированному налогоплательщику в архиве?

К ликвидируемому налогоплательщику вряд ли можно предъявить какие-то штрафы после ликвидации, а вот к его контрагентам вопросы у фискалов могут быть.

Видимо именно это обстоятельство и легло в основу нормы, которая обяжет ликвидированных налогоплательщиков сдавать документы в архив. А это не так просто как покажется на первый взгляд многим налогоплательщикам, да и передача не будет происходить бесплатно. За все придется платить тому налогоплательщику, который хочет, чтобы его регистрацию ликвидировали.

При этом документы предварительно нужно будет включить в специальные описи, а сами дела сброшюровать (переплести) и пронумеровать станицы.

  1. Изменения в трансфертном ценообразовании

Так как договорная (контрактная) стоимость приобретенных и/или реализованных товаров (работ) услуг может отличаться от стоимости этих активов, отраженных в бухгалтерском учете, поэтому для сравнения цен по контролируемым операциям будут браться данные, которые фактически повлияли на финансовый результат до налогообложения.

  1. Основы определения операций контролируемыми

По операциям за 2018 год для определения перечня государств (территорий) для целей подпункта «в» пп. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины КМУ будут учитывать не только ставку налога на прибыль, которая ниже в этих государствах на 5 и более процентных пунктов, но также факт предоставления субъектам хозяйствования льготных режимов налогообложения или если особенности расчета базы налогообложения фактически позволяют субъектам хозяйствования не платить налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) или платить по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Список стран (территорий), операций с резидентами которых могут быть признаны контролируемыми для целей трансфертного ценообразования, с 01.01.2018 г. определен в Перечне № 1045.

С 01.01.2018 г. подпункт «г» пп. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины был дополнен новым абзацем, который уточняет, что в случае внесения изменений в перечень организационно-правовых форм нерезидентов в разрезе государств (территорий), они вступают в силу с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором изменения были внесены в такой перечень.

В 2018 году перечень операций, которые могут быть признаны контролируемыми, пополнился хозяйственными операциями, осуществляемыми между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

Хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн грн (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год (абзац 4 пп. 39.2.1.7 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины).

К хозяйственным операциям, которые осуществляются между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, будут в 2019 году также включаться внутрихозяйственные расчеты.

  1. Сопоставление коммерческих и финансовых условий сделок

С 01.01.2019 г. подпункт «г» пп. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины будет дополнен новым абзацем, который предусматривает, что если нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в перечень (это Перечень № 480), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом «г» настоящего подпункта, в отчетном году уплачивался налог на прибыль (корпоративный налог), хозяйственные операции налогоплательщика с ним при отсутствии критериев, определенных подпунктами «а» «в» настоящего подпункта, признаются неконтролируемыми.

Согласно подпункту 39.2.1.5 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины если в цепи хозяйственных операций между налогоплательщиком и <его связанным лицом> нерезидентом, предусмотренных подпунктом 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины, право собственности на предмет (результат) такой операции прежде чем перейти от налогоплательщика к такому нерезиденту (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от такого нерезидента к налогоплательщику (в случае импортных операций) переходит к одному или нескольким лицам и операция между соответствующим резидентом и ни одним из таких лиц не признавалась налогоплательщиком контролируемой операцией, такая операция считается контролируемой операцией между налогоплательщиком и таким нерезидентом, если лица, к которым перешло право собственности:

• не выполняют в такой совокупности операций существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг);

не используют в такой совокупности операций существенных активов и/или не принимают на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) <между связанными лицами>.

Для целей подпункта 39.2.1.5 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины:

♦ под существенными функциями <и активами> понимаются функции, которые <связанные лица> налогоплательщик и нерезидент — стороны контролируемой сделки, не могли бы выполнить самостоятельно в своей обычной деятельности без привлечения других лиц и использования активов таких лиц;

♦ под существенными активами понимаются активы, использование которых необходимо при осуществлении таких операций и которые отсутствуют <у связанных лиц> у налогоплательщика и нерезидента — сторон контролируемой сделки;

♦ под существенными рисками понимаются риски, принятие которых является обязательным для деловой практики таких операций.

Подпункт 39.2.2.4 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины дополнен последним абзацем следующего содержания:

«Определение и анализ функций, выполняемых сторонами сделки, осуществляется на основании заключенных договоров, данных бухгалтерского учета, фактических действий сторон сделки и фактических обстоятельств ее проведения в соответствии с сутью операции».

Подпункт 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины дополнен тремя новыми подпунктами: 39.2.2.9, 39.2.2.10 и 39.2.2.11.

Подпункт 39.2.2.9 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины предусматривает, что при определении сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также могут учитываться характеристики активов, используемых сторонами в контролируемой операции, в частности, но не исключительно:

тип актива (производственное оборудование, нематериальные активы (НМА), финансовые активы и т. п.);

природа актива (возраст, рыночная стоимость, расположение, наличие прав защиты и т. п.).

Определение и анализ влияния НМА, условия контролируемой и сопоставимых операций, осуществляется с учетом, в частности, но не исключительно:

юридического владения НМА и договорных условий их использования;

категории и характеристик НМА (эксклюзивность, степень и продолжительность правовой защиты, географическая сфера применения, срок полезного использования, стадия разработки и т. п.);

договорной и фактической деятельности сторон, связанной с разработкой, усовершенствованием, поддержкой, защитой и эксплуатацией таких активов.

Если фактические условия совершенной контролируемой сделки не соответствуют условиям заключенного (письменного) договора и/или фактические действия сторон контролируемой сделки и фактические обстоятельства ее проведения отличаются от условий такого договора, то коммерческие и/или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическим действиям сторон сделки и фактическим условиям ее проведения (подпункт 39.2.2.10 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины).

Если контролируемая операция фактически осуществлена, но документально не оформлена (не подтверждена), для целей трансфертного ценообразования она должна рассматриваться в соответствии с фактическим поведением сторон сделки и фактическими условиями ее проведения, в частности, учитываются функции, которые фактически выполнялись сторонами сделки, активы, которые фактически использовались и риски, которые фактически взяла на себя и контролировала каждая из сторон (подпункт 39.2.2.11 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины).

  1. Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»

Выбор показателя рентабельности может осуществляться с учетом, в частности, но не исключительно, следующих факторов (подпункт 39.3.2.4 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины):

• вида деятельности стороны контролируемой операции;

• распределения функций, рисков, активов сторон;

• экономической обоснованности выбранного показателя;

• независимости показателя от доходов и/или расходов, признанных в операциях между связанными сторонами и/или в контролируемых операциях.

Подпунктом 39.3.2.7 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины предусмотрено, что в случае применения методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2–39.3.1.4 пп. 39.3.1 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины, осуществляется выбор стороны, для которой проверяется показатель в соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования.

Выбор стороны, которая исследуется, должен осуществляться в соответствии с выполненными каждой стороной контролируемой операции функциями, использованными во время осуществления контролируемых операций активов, и принятыми экономическими (коммерческими) рисками, связанными с осуществлением такой операции.

Во время выбора стороны, которая исследуется, анализируется применимость выбранного метода (комбинации методов) к каждой из сторон контролируемой операции. Стороной, которая исследуется, избирается сторона:

• относительно которой применение такого метода (комбинации методов) является наиболее обоснованным;

• для которой можно найти наиболее сопоставимые операции и/или сопоставимые лица.

В отношении которой есть наиболее полная и документально подтвержденная информация о финансовых показателях контролируемой операции, которые используются для расчета показателей рентабельности, предусмотренных подпунктом 39.3.2.5 настоящего подпункта;

• которая:

– выполняет наименее сложные функции по контролируемой операции;

– принимает наименьшие экономические (коммерческие) риски по контролируемой операции;

– не владеет объектами НМА, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае осуществления внешнеэкономических операций сторона, для которой проверяется показатель в соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования, не обязательно должна быть резидентом.

  1. Составление и представление отчетности для налогового контроля

На запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, налогоплательщики в течение 30 календарных дней со дня получения запроса представляют документацию по трансфертному ценообразованию относительно контролируемых операций, указанных в запросе <которая должна содержать информацию, указанную в подпункте 39.4.6 настоящего пункта>.

Документация по трансфертному ценообразованию подается налогоплательщиком в контролирующий орган, указанный в запросе (пп. 39.4.4 п. 39.4 ст. 39 разд. I НК Украины).

Согласно пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 разд. I НК Украины документация по трансфертному ценообразованию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) должна содержать следующую информацию:

<>

и) экономический и сравнительный анализ:

• сумму полученных доходов (прибыли) и/или сумму понесенных расходов (убытка) вследствие осуществления контролируемой операции, уровень рентабельности;

• обоснование выбора метода, который применен для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», финансового показателя согласно подпункту 39.3.2.5 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины и стороны, которая исследовалась согласно подпункту 39.3.2.7 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины;

• обоснование выбора и информация о сопоставимых операциях (сопоставимых лицах) и источниках информации, которые использовались для анализа;

обоснование использования при определении диапазона рентабельности в соответствии с подпунктом 39.3.2.8 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины информации за несколько налоговых периодов (лет) и расчет средневзвешенного значения показателя рентабельности;

• расчет диапазона цен (рентабельности);

• описание и расчет проведенных корректировок согласно подпункту 39.2.2.1 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины.

<>

  1. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»

Согласно подпункту 39.5.2.7 пп. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 разд. I НК Украины срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления акта (справки) о проведении такой проверки.

Срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» прерывается в случае рассмотрения судом исков налогоплательщика по вопросам, связанным с назначением, проведением или предметом такой проверки до завершения судебных процедур.

Согласно подпункту 39.5.2.12 пп. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 разд. I НК Украины применение методологии и процедур <методов (комбинации методов)> установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», не установленных ст. 39 разд. I НК Украины, запрещается.

Контролирующий орган, который проводит проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», имеет право (подпункт 39.5.2.13 пп. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 разд. I НК Украины):

а) направлять запросы о предоставлении документов (информации) по контролируемой операции другим налогоплательщикам в соответствии с п. 73.3 ст. 73 гл. 7 разд. II НК Украины, которые являются сторонами контролируемой операции проверяемого или были задействованы в цепи поставки товаров (работ, услуг, других объектов гражданских прав), являющихся предметом контролируемой операции.

В случае непредоставления налогоплательщиками, указанными в подпункте «а» настоящего подпункта, документов (информации) по запросу контролирующего органа, который проводит проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» и/или предоставления неполной информации, контролирующий орган имеет право провести встречную сверку таких плательщиков в порядке, предусмотренном п. 73.5 ст. 73 гл. 7 разд. II НК Украины;

б) провести опрос должностных лиц и/или работников налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой операции. Налогоплательщики обязаны обеспечить возможность должностным лицам, проводящим проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», провести опрос соответствующих должностных лиц или работников;

в) направлять запросы в компетентные органы иностранных государств относительно предмета и обстоятельств совершения контролируемой сделки и/или в отношении хозяйственной деятельности и финансовой отчетности нерезидента — стороны контролируемой операции;

г) проводить встречи с налогоплательщиком (уполномоченными им лицами) для обсуждения методологии определения соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», применимой контролирующим органом при проверке.

  1. Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях

В случае соблюдения крупным налогоплательщиком условий договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, и при условии неизменности согласованных критериев для определения соответствия условий контролируемых операций, которые являются предметом договора, принципу «вытянутой руки», действие такого договора может быть продлено на согласованный сторонами срок (подпункт 39.6.2.7 пп. 39.6.2 п. 39.6 ст. 39 разд. I НК Украины).

  1. Налог на прибыль

За 2018 год плательщики налога на прибыль будут подавать налоговые декларации по налогу на прибыль в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Это касается налогоплательщиков как с годовым, так и ежеквартальным сроком подачи деклараций. Ведь плательщики налога на прибыль с квартальным сроком подачи отчетности рассчитывают данные в такой декларации нарастающим итогом.

Соответствующее изменение предусмотрено в новом пп. 49.18.6 п. 49.18 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины.

Напомним, что ранее налоговики настаивали на подаче годовой декларации плательщиками налога на прибыль (у которых в отчетном году был период подачи отчетности ежеквартальный) в течение 40 календарных дней.

  1. Разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов

Внесены уточнения относительно объектов группы 4 «Машины и оборудование», которые касаются стоимости электронно-вычислительных машин, других машин для автоматической обработки информации, связанных с ними средств считывания или печати информации, связанных с ними компьютерных программ (кроме программ, расходы на приобретение которых признаются роялти, и/или программ, которые признаются НМА), других информационных систем, коммутаторов, маршрутизаторов, модулей, модемов, источников бесперебойного питания и средств их подключения к телекоммуникационным сетям, телефонов (в том числе сотовых), микрофонов и рации, к которым относятся основные средства, стоимость которых превышает 6000 гривень <2500 гривень> (пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины).

Разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов не будут рассчитываться по операциям с активами с правом пользования по договорам аренды.

Статья 138 разд. III НК Украины дополнена новым пунктом 138.4 следующего с содержания:

«Требования пунктов 138.1 — 138.3 этой статьи не применяются к операциям с активами с правом пользования по договорам аренды».

Новый термин актив с правом пользования — это признанный арендатором в соответствии с требованиями МСФО актив, представляющий право арендатора использовать базовый актив в течение срока аренды (пп. 14.1.12 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

Будут ли такие изменения касаться операций относительно активов (с правом пользования по договорам аренды) только тех плательщиков, которые применяют МСФО, или же всех, непонятно. Нужно ждать как окончательного текста Законопроекта № 9260 (точнее опубликованного закона) так и разъяснений Минфина Украины и фискальных органов.

Окончание следует

Список использованных документов

НК Украины — Налоговый кодекс Украины

СК Украины — Семейный кодекс Украины

Закон № 1533 — Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»

Закон № 3551 — Закон Украины от 22.10.1993 г. № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»

Закон о воинской обязанности — Закон Украины от 25.03.1992 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» в редакции от 04.04.2006 г. № 3597-IV

Закон о едином взносе — Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Закон о мобилизационной подготовке — Закон Украины от 21.10.1993 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации»

Закон об альтернативной службе — Закон Украины от 12.12.1991 г. № 1975-XII «Об альтернативной (невоенной) службе»

Законопроект № 9260 — Проект закона Украины от 05.11.2018 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов»

Перечень № 480 — Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющихся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица, утвержденный Постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 480

Перечень № 1045 — Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный Постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный Постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078

Напечатать Напечатать
Cкачать pdf
Поделиться: